[i]TL;DR: ходьба по клеточкам, многоэтажные танцы на крестовине, ультразадротские ачивки, красотка Лара и прочий неудержимый угар из 1990х, очень бережно перенесённый в 2020е. Ремастеры, чтобы оторваться по хардкору, но при этом не сломать глаза. Сделано достойно и с уважением![/i] [b]Disclaimer:[/b] пишу этот обзор, хоть и наиграв больше сотни часов, но после прохождения TR1 (+Unfinished Business) и примерно половины TR2. Если не заморачиваться достижениями, можно сильно быстрее. Но во всех этих трёх продуктах настолько много общего, что обзор можно писать уже сейчас и доигрывать ещё кучу часов впоследствии. Между играми могли разве что добавляться движения для Лары и мелкие механики взаимодействия с окружением, а также варьировалось соотношение стрельбы и платформинга на уровнях. А в остальном - всё это делалось на одном и том же движке тогда, отремастировано с одними и теми же настройками графики сейчас. Потому и. [h2]Очевидное: во всех смыслах КРАСОТА (хоть местами и темнота)[/h2] Первое и главное, что бросается в глаза - то, как привели в порядок визуальную часть. Можно нажатием одной кнопки переключаться между старой графикой и новой - и воочию наблюдать, как похорошели и сама Лара, и места, где она тырит всё, что не приколочено. И сама Лара больше не треугольная, и не нужно угадывать, находимся ли мы в Египте или в Италии, по огромным режущим глаза пикселям обстановки. Разве что пререндеренные катсцены остались прежними - но и они выглядят достаточно неплохо. Новая графика не претендует на фотореалистичность (и не надо), но и не грешит выкрученными контрастами из мобильных казуалочек. Видно, что работа проделана большая, и каждый кусочек оригинального мира всё так же встроен в окружающую обстановку, и не скопипащен, а полностью перерисован. Даже если иногда это и приводит к тому, что к обстановке приходится заново привыкать на каждой новой главе. https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=3443314345 И всё это окружающее великолепие - просто огромное, многоэтажное, полное дверей и проходов. Левел-дизайн всех оригинальных TR - это один большой exploration с 3D-платформингом и пространственными головоломками. Какой бы то ни было карты у вас не будет (что достаточно логично для забытых уголков планеты), придётся везде смотреть и разбираться самостоятельно, искать детали к механизмам, ключи к замкам и рычаги для открывания проходов. Периодически лениво отстреливая каких-то врагов, но без фанатизма. В целом - просто залипая в атмосферу и наслаждаясь обстановкой. Вообще, в игре есть один “получит”, чтобы снизить количество тыкания вслепую по углам. Камера в фоторежиме абсолютно не привязана ни к Ларе, ни к комнате, и эту самую камеру можно отправлять во все открытые проходы, чтобы проскаутить, что там. Разработчики намеренно оставили это в таком виде - для quality of life и снижения отрицательных отзывов из-за rage quit-ов (которых в 90е, что уж там, было много). Лично я старалась этим получитом не злоупотреблять - только если совсем запутывалась в этих масштабных лабиринтах, или было интересно проскаутить содержимое тайника и понять, есть ли в принципе смысл пытаться туда хитро пролезать. Но, впрочем, были некоторые места, где и это не помогало. Почему? Потому что при всех визуальных красотах кое-где всё-таки хромало освещение, и на фоне крупных тайлов текстур какие-то детали могли теряться. https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=3210254768 Если в TR2 ещё в оригинале добавили отдельную механику зажигания факелов, и тёмные участки где-то могли быть частью головоломки, то в TR1 это была просто некоторая головная боль. Кое-где даже приходилось переключаться на угловато-пиксельную старую графику, потому что в ней какое-то место было сильно лучше освещено. Поэтому уже после релиза в патчах добавили пусть и неканоничных, отсутствовавших в оригинале, но очень нужных лампочек. А трушность пусть останется в структуре уровней! [h2]Наследие былых времён: “просто забудь, что стики существуют”[/h2] Но к вопросу о трушности - это игры из 90х, где достаточно много геймплейных условностей, неочевидных для игроков, не заставших ту эпоху. Кто-то ругался на управление - хоть перенесённое без изменений старое, хоть добавленное в ремастеры опциональное-новое. Но, ИМХО, это само по себе не проблема, если знать, почему такие решения были приняты изначально. Движок первого TR в очень короткий срок надо было заточить под внеплановый релиз ещё и на Sega Saturn. А как на Сатурне, так и на PS, аналоговое управление в принципе появилось не сразу, и на первых ревизиях контроллеров была лишь старая добрая крестовина. И если игра разрабатывалась именно под неё, зачем натягивать сов на глобус? Tank controls очень даже играбельны, если сразу же забанить среди себя стики и приучиться считать нажатия на крестовине. Как в старых двухмерных платформерах, только в 3D. Когда куда-то можно пробраться только хитрой последовательностью сальтух и никак иначе, каждое нажатие имеет смысл, и эти пространственные головоломки на удивление приятно решать. Да и помимо tank controls, немалая часть того, что сейчас может показаться странным - тоже суровое наследие “Сатурна”. Например, рендеринг квадратными блоками вместо треугольников, а также общая идеология скрытых тайлов на непрерывной с виду поверхности, в которых отмеряются прыжки и дистанция разбега. Вы в детстве ходили по дорожной плитке так, чтобы наступать на строго определённые квадратики по какой-то логике? Как по клеточкам в тетради, “рисуя узоры” ногами? Если да, и вспоминаете об этом с теплом, то и тут вам, скорее всего, понравится. [h2]Достижения от фанатов и для фанатов: “а чо, так можно было?”[/h2] Главная причина, по которой я пишу это ревью спустя 100+ часов, но так и не доиграв все три игры: перед прохождением каждого уровня я смотрела в список достижений по нему. И старалась выбить если не все, то как минимум простые и хотя бы парочку “хитрых”. Это абсолютно не обязательно - можно пробежаться по уровням гораздо быстрее. Но если всё-таки залипнуть, то заметно, насколько увлечённые люди и фанаты серии делали этот ремастер, с детства зная каждый поворот на каждом уровне и рассчитывая прыжки с точностью до пикселя. И в этом смысле тоже заметно, с каким уважением и любовью люди подходили к делу. Иногда это были маленькие задания, уровня “сделать красивую стойку или прыжок в таком-то месте”. Иногда - что-то требующее больше усилий и смекалки, например, “перепрыгнуть большую дистанцию, не разрушив больше 3 хрупких блоков” (что делается сильно сложнее, чем звучит). Иногда - старый баг движка, никем не поправленный на протяжении 30 лет и уже ставший легендой и фичей. А порой и вовсе что-то, требующее пристального внимания на протяжении нескольких уровней, а то и вообще всей игры - кто прошёл первый TR по олдскулу, на 86 сейвах или меньше, тот молодец! https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=3395193382 А ещё именно по достижениям (ну и по фамилиям в титрах) хорошо заметно, где на самом деле делался этот ремастер. Спойлер: Aspyr здесь только подрядчик, а по факту работали очень известные в TR-овском коммьюнити люди из питерского Saber Interactive, и названия достижений содержат немало типично постсоветских идиом. Но вне зависимости от названий, это достаточно интересный способ добавить дополнительного челленджа, будучи вынужденными оставаться в жёстких рамках изначального левел-дизайна. Хотя бы попробовать что-то оттуда выбить - стоит того. [h2]Вердикт: aged better than you may think![/h2] В целом, даже если настоящий возраст серии всё же проглядывает через “пластическую операцию” над внешним видом - играть в это более чем можно здесь и сейчас, не особо страдая, и не только в историческо-образовательных целях, а просто ради хорошо проведённого времени. А ещё всё это отлично запускается и выглядит на Steam Deck и очень бережно относится к его батарее - вследствие чего может быть отличной игрой и для путешествий в реальном мире. Обязательно поиграйте, если ещё не!
топ
Классная игра, обожаю её
[h1]История о том, как я влюбился в Лару[/h1] Я совершенно внезапно решил опробовать данный сборник ремастеров, уж очень меня заинтересовала Лара Крофт. Она всюду мелькала на протяжении моей жизни, но вот прям полноценно, никогда с ней не знакомился! Подумал, да чёрт возьми, я хочу пройти эти старые игры, и неожиданно так, время проведённое за этим ремастером первых трёх частей перевалило в 180 часов! Так как я только начинал знакомится с франшизой, выбрал современное управление, ибо когда я только запустил этот танк, я понял, что мне этого не надо! Многие конечно говорят, что оно не адаптировано под игру и портит изначальную задумку, но увы, вынужден не согласится! Я не привыкал к управлению на крестовине или клаве, поэтому я учился управлять Ларой через аналоговый стик, и по итогу научился) [h3]Tomb Raider[/h3] Самая первая игра, которая и выдала базис на дальнейшее развитие серии! Мне очень нравится атмосфера в уровнях, каждый чем-то выделяется! Иногда не совсем понятно куда идти, что реально может вызывать негативные эмоции! Боёвка чудовищная, и к ней нужно не привыкать, а прям реально придрачиваться, исхитрятся и юзать странные техники! Есть лёгкие враги, которых без проблем убиваешь, а есть те, что просто встают и начинают бесконторольно в тебя стрелять самонаводкой! Против подобного, нужно прыгать как не в себя и уворачиваться в миллиметре от урона! Сюжет показался немного странным по началу, но при должном анализе он действительно хороший, пускай и довольно простой! Графика, не смотря на угловатость, довольно симпатичная, но ремастер для меня приятнее, и поэтому так я и проходил, иногда посматривая, как оно выглядит в оригинале! Как итог: крепкая игра, которая проходится хоть и не без косяков, но зато с интересом! Иногда игра может задушить, но в основном, реально интересно разгадывать тайны) Игра устарела, это видно, но от того её и интереснее сейчас проходить! [h3]Tomb raider 2[/h3] В некоторых моментах игра мне понравилась даже больше, уровни стали интереснее и проработаннее! Но вот враги, которые стали больше иметь человеческую натуру - реально могут начать раздражать! Очень много перестрелок, и очень много пуль летит в тебя, очень сложно увернуться. Появился транспорт, который прикольно разбавил уровни, хотя конечно и бывают проблемы с управлением! Сюжет ощущается как-то слабо, из-за того что катсцен стало буд-то меньше и в них меньше контекста! Однако, при должном анализе, сюжет также интересен и довольно хорошо прописан в игру и локации! Эта часть стала темнее, за счёт добавление файеров, и иногда бывают реально тёмные и атмосферные моменты, где действительно становиться довольно страшно! [h3]Tomb Raider 3[/h3] Эта часть стала неоднозначной, однако как по мне, тут собраны одновременно и самые лучшие и самые худшие уровни в серии (в пределах этих трёх частей, так как я не играл больше). Лондон действительно душит, хоть и локации выглядят интересно, и сам левел дизайн кажется довольно любопытным! Однако странные загадки и моменты когда ты не понимаешь что от тебя хочет игра - стало больше. Раздражают боссы, которые тебя ваншотают, они тут реально прикольные, но единственный минус - отсутствие права на ошибку! Добавили больше транспорта и самое главное, Лара теперь может карабкаться по потолку, и ползать... Уровни стали более детализированные, но по началу казались немного странными! Однако, это прошло... А дополнение "Потерянный артефакт" наверное лучшее, во что я пока играл из Лары! Очень жду, когда прикоснусь к следующим частям) Если суммировать общее впечатление - меня нереально затянуло, хоть и игры очень старые, геймдизайн и дизайн локаций иногда могут дать под дых! Но я действительно загорелся данным персонажем, геймплеем и локациями! Скажу большее, я проходил все игры по нескольку раз, чтобы выполнить все ачивки! Достижения в этой игре - моё почтение! Именно такие они и должны быть в играх, чтобы было интересно их выполнять, они дают новые испытания, раскрывают некоторые тайные моменты, которые ты можешь упустить из вида и побуждают на исследование локаций! Не жалею о потраченном времени! Финальная оценка: 8/10
Трилогия хорошо сделана, молодцы
00:43
21:19
20:52
20:31
20:05
17:47
17:54
Цена всегда зависит от закупочной цены, которую устанавливает издатель.
Если возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь!
17:36
15:54
15:50
14:18